Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Расовые исследования

Работа из раздела: «География»
   1. История расового исследования.
  Современный этно-расовый лик земли образовался в  результате
развития   расовых   и    социальных   категорий.   Изначально
группировки  древних  людей  были  территориально   разделены.
Постепенно  эти  группы   смешивались,   сдвигались   с   мест
первоначального обитания, образовывая расовые  конгломераты  и
постепенно изменялись. Чтобы понять взаимоотношения каждой  из
этнической   группировки   и   выявить   сложившиеся   расовые
компоненты,  необходимо  разделить  по  пунктам   исторический
комплекс развития. Расовый анализ является лишь одной стороной
расово-антропологического изучения. Выделение типов связано  с
установлением генетических связей, расового  синтеза,  расовой
системы и проблемой образования рас.
  Восстановление  истории  расового  развития   На   основании
костных   останков    должно,    непременно,    сопровождаться
доказательством  наличия   действительной  преемственности   в
хронологических звеньях. При отсутствии культурно-исторических
доказательств преемственности генетические расовые ряды теряют
свою ценность и реальность. Иногда,  на  практике,  приходится
сталкиваться с народами «без  истории»,  историческое  прошлое
которых  является  загадкой.  И  тогда  применение   историко-
антропологических  методов  становится  невозможным.  В   этом
случае  приходится  идти  другим   путем:   изучать   огромное
многообразие   настоящего   с    помощью    приемов    расово-
аналитического порядка и восстанавливать на  его  основе  пути
данной  стадии.  Но  даже  в  этом  случае  задачей   расового
исследования остается изучение истории конкретных групп.

  2. Некоторые принципы расового анализа.

1. Принцип историчности расообразования
  Сводится к необходимости рассматривать  расообразование  как
процесс, признающий, что лик земли  образовался  в  результате
сложного     исторического     развития     расовых     групп,
эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших, и т.д.
2. Принцип специфичности расы.
  «Человеческие расы –  это  биологические  коллективы  людей,
объединенных генетической общностью морфологического, а  может
быть  и  физиологического   строения».   Расовые   группы   не
представляют собой механической смеси похожих  друг  на  друга
людей, обладают специфическими  коллективными  свойствами,  не
сводящимися  к   свойствам   отдельных   составляющих   группу
индивидуумов. Из этого принципа следует:
   а) противоположность, взаимопроникновение и единство внутри-
  и межгрупповых взаимосвязей;
  б) этногеографическая реальность расы,  т.е.  приуроченность
расовых групп к историческим формациям и географическим зонам.
3. Принцип таксономической неравноценности расовых категорий.
  Представляя  единый  род  и  возможно  вид,   Homo   sapiens
подразделяется на низшие  таксономические  группы-расы  разных
порядков,  расположенные  в  иерархической  последовательности
аналогично (но не идентично) делениям  низших  таксономических
групп  в   биологии.   Выделяя    расовые    группы     разных
порядков,
  нельзя  считать  их  замкнутыми  в  себе.   Между   группами
появляются промежуточные формы.
4. Принцип таксономической неравноценности расовых признаков.
  Вытекает из всех предыдущих пунктов и указывает на  то,  что
каждой  конкретной  таксономической  категории   соответствуют
характерные для нее таксономические признаки.


  3.  Древние  кости  скелетов  и  демографические  показатели
населения.
  Кости скелета, как известно,  меняются  на  протяжении  всей
жизни  во  многих  деталях.  Самые   показательные   изменения
происходят  в  черепе.  Комплекс  изменений     всех    костей
позволяет  установить  точный  возраст на момент смерти
  (+-3-5 лет). Имеющиеся данные о древних скелетах показывают,
что умирали  тогда  в  достаточно  молодом  возрасте.  Условия
захоронения пожилых людей в древности вряд  ли  отличались  от
современных.
  Проведенные  Энджелом  исследования  показали,  что  средний
возраст смертности населения Древней Греции около 40  лет  для
мужчин и 31 год для женщин. Этот показатель  значительно  выше
показателя   смертности   в   мезолитическую   эпоху.   Сейчас
показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.
  Изменения смертности по эпохам хорошо прослежено  в  Японии.
Ученые исследовали отдельные погребения  начиная  от  среднего
неолита (7.500 до  н.э.),  до  XXVII  в.  н.э.  К  XXVII  веку
показатель смертности увеличился в среднем на 13 лет.


  4. Рост численности населения ( новая эра летоисчисления).
  Поскольку постоянно  происходили  изменения  как  в  составе
территория, так и составе населения, демографические  сведения
прошлых веков о населении достаточно отрывочны   и  не  всегда
сравнимы. Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны
для сравнения. В конце 1-го тысячелетия нашей эры  численность
населения составляла во Франции 9 млн. человек, столько  же  в
Испании, в  Великобритании  почти  2  млн.  Прирост  населения
сильно возрос в XIX веке, и заметно спал в XX.
  Начальной стадией формирования этносов можно  считать  эпоху
становления языка. Рост численности племен неизбежно  приводил
к общению с другими  племенами.  В  результате  взаимодействия
либо одно племя вытесняло другое, либо сливалось  с  ним.  Как
правило общим языком становился язык более  сильного  племени,
но бывало и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.
  Основной  мерой  приспособленности  популяции  к  занимаемой
территории, являются  показатели  низкой  детской  смертности,
достаточная продолжительность жизни и другие.

  5. Происхождение метисов
  Когда растущее племя начинает расширять свою территорию, оно
неизбежно вступает в контакт  со  смежными  популяциями.  Если
такие группы однородны по языку и укладу жизни,  скорее  всего
они сливаются. Бывает иногда и так, что  более  сильное  племя
либо изгоняет коренных жителей, либо  уничтожает  (кроманьонцы
уничтожили неандертальцев). Побежденные  хозяева  смещались  в
горные районы и  неблагоприятные  пустынные.  Побежденные,  но
остающиеся   на   своей   территории   племена,   учили   язык
«завоевателей» и, в  таких  условиях,  преград  для  смешанных
браков не возникало. Таким образом создавалась большая  единая
этническая группа. Достигая  по  численности  несколько  тысяч
человек,  группа  имеет,  как  правило,   достаточно   сложное
происхождение.
  Метис – потомок людей, произошедших от разных племен.
  Наиболее широкое развитие  метисация  получила  в   XVI-XVII
в.в. в эпоху  колонизации  европейцами  далеких  стран.  Между
переселенцами,   которые   занимали   более   пригодные    для
земледелия,  скотоводства  и  промышленности   территории,   и
коренными жителями устанавливались различные отношения, но как
правило они носили завоевательский характер и коренным жителям
приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов  и
нередко они становились рабами.  Если  же  коренное  население
сопротивлялось, пришельцы (не имея никакого морального  права)
порой даже истребляли  целые  племена  «непокорных».  Примером
может служить Австралия - там  практически  полностью  исчезли
коренные жители.
  Можно  долго  приводить  примеры  метисации,  но  достаточно
упомянуть  американский  континент   –   область   наибольшего
смешения разных этнических групп.

  6. Поколение.
  Согласно генетическим канонам поколение  –  «период  времени
между  актами  самовоспроизведения  генов».   Основываясь   на
определениях, проведенных генетиками  и  антропологами,  можно
считать, что к какому бы  кругу  народов  он  ни  принадлежал,
средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-
26 лет. Причем в разных концах  Земли  у  разных  народов  это
время приходится, в среднем, на одни и те же годы.
  Изучая гены современного человека, можно  быть  уверенным  в
том, что у них были свои предшественники в  каждом  предыдущем
поколении и что время нарождения не прерывалось ни разу.



  7. Немного истории.
  На  крайнем  северо-западе  Монголии   проживает   небольшая
этническая группа-хотоны. Как этнос они  начали  формироваться
около 250 лет назад. Тогда во время  войн  джунгаров  пленные,
бывшие выходцами из узбеков, казахов, уйгуров и других народов
Средней и Центральной Азии,  были  поселены  на  этом  кусочке
земли что бы наладить земледелие.  Но  перенесенные  с  родины
навыки к земледелию  в  условиях  преобладающего  скотоводства
были постепенно утеряны. Но не смотря на это новая  этническая
общность  - хотоны все же  возникла.  Прошла  революция,  и  в
Монголии земледелие хотонов  претерпело  некие  видоизменения.
Мало эффективность этого занятия привела к тому,  что  в  1934
году специальным постановлением хотоны были  переориентированы
на новый для вид деятельности -  скотоводство.  Земледелие  же
осталось, но лишь на  уровне  приусадебного  хозяйства.  Такие
изменения  повлекли  за  собой   полную   реорганизацию   всей
популяционной структуры хотонов, в том числе структуры брачных
связей, а значит миграции генов.
  Древний народ Центральной Азии – уйгуры, истощил свои силы в
борьбе с захватчиками.  В  70-х  годах  прошлого  века  уйгуры
примкнули  к  восстанию  дунган.  Дунгане  –   многомиллионное
меньшинство Китая и уйгуры потерпели поражение  от  регулярной
китайской  армии.  В  поисках  спасения  они   устремились   в
среднеазиатские пределы  России.  Русским  пограничникам  было
дано указание  пропустить  беглецов  и  закрыть  границу  пред
китайской  армией.  Часть  беженцев  поселилась  в  Ферганской
долине.

  Ещё одна группа народов –  тюрко-язычные  тювинцы,  тоджинцы
тофалары. Сейчас тюркские языки распространены  от  Колымы  на
северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но их  родина
находится  в  Алтае-Саянском  нагорье  и  прилегающих  районах
Монголии.  Появление   тюрок   в   истории   зафиксировано   в
древнекитайских  летописях.  Древний   Китай   на   протяжении
тысячелетий вел наступательные войны за овладение  Центральной
Азией. Первое упоминание о тюрках в летописях относится к  518
году.
  В период с  626-659  гг.  погибли  две  тюркские  империи  –
Западный и Восточный Каганат, между которыми Саяны  составляли
как бы северный пограничный район. Выход  из  под  центральной
власти  дал  начало  самостоятельному  развитию  тюрко-язычных
народностей на Северной окраине Внутренней Азии.

  Расцвет раннего  железного  века  повсюду  в  Евразии  и  на
Дальнем  Востоке.  Только  крайний   северо-восток   все   ещё
пребывает в каменном веке в отношении  материальной  культуры.
Весь образ жизни этих племен и тип их жилища оставался близким
к  образу  жизни  первооткрывателей  Сибири  –  охотников   на
мамонтов и других крупных животных ледниковой эпохи.
  Ещё  дальше  по  времени  –  в  верхнем  палеолите,   костры
охотников горели по всей территории нашей страны. Пылали они и
в Сибири, где когда-то простирались горные  ландшафты.  Именно
тогда произошло первое открытие  Америки  древними  сибирскими
охотниками. Они пересекли условный меридиан,  и  оказались  на
земле, которая впоследствии стала дном Берингова и  Чукотского
морей, на земле,  о  которой  потом  будут  лишь  догадываться
ученые…
  Но когда Сибирь и Америка ещё не были разделены,  предки  их
современных  народов  мало  чем  отличались   в   генетическом
отношении. Археологами было найдено много стоянок,  разброс  в
оценках времени достаточно велик, но все же средняя  дата  для
этих стоянок около 25 тыс. лет назад.  В  то  время  произошло
историческое разделение народов Сибири и Америки.

  8. Расовая теория.
  Важнейшими   идеологическими    обоснованиями,    служившими
фашистской  диктатуре,  были  социальный  дарвинизм,   расовые
теории, органическая школа в социологии. Все эти  «учения»  не
признают специфических отличий общества от  природы,  для  них
человеческое общество – частный случай  биологии.  Классы  для
таких теорий  –  группы  людей  с  естественно  обусловленными
различиями, вытекающими из «борьбы за существование».
  Государство – не есть форма угнетения, оно,  как  и  классы,
вечно необходимая форма устройства общества.
  Вся  история  –  это  борьба  за  выживание,  где  побеждает
сильнейший.  В Германии расовые  теории  играли  особую  роль.
Разжиганием национальной и расовой  вражды  всегда  занимались
господствующие  классы.  Вообще  теории  о  неравных   классов
группах можно проследить  на  протяжении  почти  всей  истории
человечества,  таким   образом   оправдывалось,   к   примеру,
рабовладение.
  Даже  Аристотель  «отличился»,  он  о  рабстве  писал   так:
«…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе,  а
женщина  хуже  его,  потому  он  властвует  над  ней,  а   она
подчиняется ему. Тот же закон власти и  подчинения  необходимо
служит основанием и  для  определения  отношений  между  всеми
людьми. Если некоторые  люди  настолько  разнятся  от  других,
насколько тело разнится от души, животное  от  человека….,  то
они рабы по самой природе, и лучшая их доля их  такова,  чтобы
жить в подчинении той же самой власти, какой подчиняются  тело
и  животные…Относительно  пользы,  которую  приносят  рабы   и
домашние животные, те и другие мало различаются  между  собою:
своим телесным трудом они одинаково доставляют помощь во  всех
необходимых  потребностях  жизни.  Природа,  желая  установить
такое различие между свободными и рабами,  делает  различие  и
между самими телами. Тела рабов сильны, так что они могут быть
употребляемы на разные работы, необходимые  в  жизни,  а  тела
свободных не согбенны и не  способны  на  такие  работы.  Зато
свободные люди годны для политической жизни…»
  Читаешь, и становится противно… «..тела рабов сильны..», так
и хочется сказать: спортом надо заниматься.
  Теория о «германской»,  «арийской»  расе  навеяна  «теорией»
графа  Гобино.  Он  являлся   основателем   антропологического
направления в социологии. Концепцией  этой  «теории»  является
неравенство рас, как основного фактора исторического процесса,
расовой борьбы, как движущей силы  истории.  В  основе  лежит,
также, теория  о  северной  расе,  которая  является  наиболее
благородным отпрыском «арийской» расы.
  Расовая, или «северная» теория была затем дополнена  Ваше-де
Ляпужем.
  Согласно  Ляпужу,  носителями   культуры   являются   только
представители  светловолосых,  длинноголовых  и   голубоглазых
арийцев.  Этим,  якобы,  объясняется,  что  наиболее   крупные
культурные центры  расположены в основном  там,  где  наиболее
часто встречается длинноголовое население (закон распределения
городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.
  Ляпуж не только связал степень развития  культуры  с  формой
черепа,  но  и  утверждал,  что  классовое  деление   общества
напрямую связано со степенью длины головы.
  В своем основном «законе» Ляпуж утверждает, что в странах со
смешанным   населением    наибольшим    богатством    обладают
длинноголовые, а что  касается  интеллигенции,  то  их  череп,
согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях,  но
особенно в ширину. Посему  «интеллектуальная  сила  связана  с
шириной  головного  мозга».  «Элите»  Ляпуж   приписывал   все
достоинства человечества, а низшие классы,  т.е.  «чернь»,  по
его мнению «…отыскивают  новых  господ,  как  только  потеряют
прежних: это общий инстинкт, присущий природе  брахикефалов  и
собак». Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию
поделил  на   выходцев   из   среды   господствующего   класса
(полноценных фабрикаторов идей)  и  интеллигентов-брахикефалов
(«аппарат, записывающий пришедшее извне»).
  Но Ляпуж прекрасно осознавал, что  «рабы»  рано  или  поздно
могут восстать против «господ» и поэтому  он  восстает  против
просвещения  и  роста  культуры  заявляя,   что   «образование
является соучастником преступления».

  9. Заключение.
  XX  веку  известны  печальные  примеры  массового   расизма.
Достаточно вспомнить Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и  что
далеко ходить, Сталина.  Но,  видимо,  эти  печальные  примеры
истории  ничему  не  научили  человечество,  и  в   наши   дни
продолжают   существовать   печально   известные   неонацисты,
«баркашовцы», «противники желтой заразы» и другие…
  Хочется верить, что  когда-нибудь  люди  наконец-то  поймут,
нельзя ненавидеть человека за  другой  цвет  кожи,  «короткий»
череп и т.д.
  Если бы можно было расистов помещать «в шкуры» «врагов»,  то
они,  я  думаю,  быстрее  бы  поняли  всю  абсурдность   своей
ненависти.


                               Московский Гуманитарный Институт

                               Им. Е. Р. Дашковой
                               Факультет психологии
                               Антропология


           Современные представления о расах и  этносах



План:
История расового исследования
Некоторые принципы расового анализа
Древние кости скелетов и демографические показатели населения
Рост численности населения
Происхождение метисов
Поколение
Немного истории
Расовая теория
Заключение




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru