Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

История фирмы ЗИЛ

Работа из раздела: «Экономическая теория»

Министерство образования и науки Российской Федерации
               ГОУ Южно-Уральский государственный университет
                             филиал в г. Озёрске

                   Кафедра «Бухгалтерский учёт и финансы»


                                   ДОКЛАД


по курсу: Экономика предприятия.
тема: История АМО «ЗИЛ».



|Студент                                              |                   |
|Преподаватель                                        |                   |
|И.О. зав. кафедрой                                   |                   |
|                                                     |                   |
|Группа                                               |Дата:              |



                                   Озёрск
                                    2004
Завод, основанный в 1916 г. как частное  предприятие,  через  два  года  был
национализирован, а спустя три четверти века, в 1992  г.,  вновь  становится
частным предприятием. В 1996 г. завод перешел  практически  в  муниципальную
собственность, сохранив форму акционерного общества.
    В советское  время  завод  стал  первенцем  -  гигантом  отечественного
автомобилестроения и оставался флагманом  отрасли  вплоть  до  приватизации.
Завод, как все и вся в СССР, пережил  взлеты  и  падения  драматического  XX
века.  Начало  Великой  Отечественной  войны  поставило  завод  под   угрозу
уничтожения, предприятие было эвакуировано и на  его  базе  возникло  четыре
новых завода отрасли.
    Не по своей воле заводу было определено производить грузовики  среднего
класса, самого непопулярного в мире. И при этом в  огромных  количествах  на
основе так называемой 'жесткой' автоматизированной  технологии,  считавшейся
дешевой, которая по составу оборудования была ориентирована  практически  на
одну конструкцию. И это считалось  достоинством.  При  переходе  к  рыночной
экономике  достоинство  становится  камнем  на  шее  предприятия.   Огромные
объекты узко специализированных мощностей  при  резко  упавшем  производстве
привели к убыточности предприятия. Замена же оборудования на  требуемое  как
по объектам, так и по объемам производства стоила средств, которых у  завода
не было.
    В  этих  кризисных  противоречиях  и  продолжается  сегодняшняя   жизнь
предприятия.  Вспомним  историю  ЗИЛа,  особенно  события   двух   последних
десятилетий,  что  послужит  более  ясному  пониманию  истоков  сегодняшнего
нелегкого периода жизни завода.
    2 августа  (20  июля  по  старому  стилю)  1916  г.  в  Тюфелевой  роще
состоялись  торжественный   молебен   и   закладка   завода   Автомобильного
Московского Общества (АМО), который к марту 1917  г.  должен  был  выпустить
150 полуторатонных грузовиков Ф-15 по  лицензии  итальянской  фирмы  'ФИАТ'.
Трудности военного времени и  слабость  станкоинструментальной  базы  страны
сорвали планы строительства  завода  в  намеченные  строки.  Тем  не  менее,
Рябушинские закупили в Италии комплекты  автомобилей  Ф-15,  что  обеспечило
сборку 472 грузовиков в 1917 г., 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в  1919
г. Однако завод для изготовления и сборки собственных  автомобилей  достроен
не  был.  Виною  тому  стали  Октябрьская  революция  и  гражданская  война.
Национализация недостроенного завода  (15  августа  1918  г.)  зафиксировала
экспроприацию собственности акционеров  АМО.  Недостроенное  предприятие  по
существу превратилось в крупные мастерские, где  ремонтировались  автомобили
и другая техника.
    30 апреля 1923 г. заводу АМО было присвоено имя итальянского коммуниста
Ферреро,  убитого  фашистами.  В  июне  1923  г.   Госплан   СССР   утвердил
производственное задание заводу на 1923-1927 гг. Однако только в марте  1924
г. на завод поступило конкретное правительственное задание  на  изготовление
первых  советских  грузовиков.  1  ноября  1924   г.   был   собран   первый
полуторатонный грузовик АМО-Ф-15. Эту дату  принято  считать  днем  рождения
советского автомобилестроения.
    В октябре 1931 г. Автотрест, которому подчинялся завод, принял  решение
о реконструкции завода, утвержденное ВСНХ СССР в  начале  1928  г.  Объектом
производства был выбран грузовик американской автосборочной фирмы  'Автокар'
грузоподъемностью 2,5 т. При этом планировался  массовый  выпуск  грузовиков
конвейерным способом.
    1  октября  1931  г.   был   пущен   первый   отечественный   сборочный
автоконвейер, с которого начали сходить грузовики  АМО-3.  Тогда  же  заводу
было присвоено имя Сталина.
    К лету 1933 г. грузовик АМО-3 был модернизирован, его  грузоподъемность
была повышена до 3 т.
    В 1934 г. началось производство автомобиля ЗИС-5. Тогда же с  конвейера
начал сходить трехосный грузовик ЗИС-6 с колесной формулой 6х4.
    21 августа 1933 г. Совнарком СССР принял решение о второй реконструкции
завода.
    Грузовик ЗИС-5 стал этапной моделью в истории завода не только  потому,
что был первым действительно массовым автомобилем и  стоял  на  производстве
15 лет. На базе  автомобиля  ЗИС-5  было  разработано  25  разновидностей  и
модификаций автомобилей, 19 из которых были поставлены на производство.
    В 1936 г. (3 ноября) началась конвейерная сборка первого отечественного
семиместного  лимузина   ЗИС-101,   основой   которого   стала   конструкция
американского  легкового  автомобиля  'Бьюик'  по  натурному  образцу   (без
покупки у фирмы чертежей).
    С 1936 по 1941 гг. завод  сосредоточил  усилия  на  увеличение  выпуска
грузовиков,  в  том  числе  с  газогенераторными  топливными  установками  и
полугусеничными движителями, а также автобусов (все на базе ЗИС-5).
    Наступление  немецких  войск  на  Москву  осенью   1941   г.   вынудило
эвакуировать значительное  количество  людей  и  оборудования  в  Ульяновск,
Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре  1941  г.  завод  был  подготовлен  к
уничтожению и не работал. Однако после успешного  подмосковного  наступления
Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал  обороты  и  с  июня
1942 г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные).
    19 сентября 1942 г. были начаты работы по  созданию  правительственного
лимузина высшего класса - ЗИС-110.
    В 1946 г. началась третья реконструкция ЗИЛа. Она  предназначалась  для
постановки на производство первой послевоенной продукции завода.
    С 30 апреля 1950 г. ЗИЛ начал выпускать холодильники, а с  января  1951
г. приступил к производству велосипедов, производство  которых  прекратилось
в 1959 г.
    В начале 1953 г. на  заводе  было  создано  специальное  управление  по
проектированию первого автозавода в Китае.
    Но главные  усилия  в  начале  пятидесятых  годов  были  направлены  на
улучшение конструкций послевоенных первенцев. Грузовик ЗИЛ-164, сменивший  в
1957 г. на конвейере ЗИС-150, сохранив  внешний  облик  автомобиля  ЗИС-150,
был фактически создан заново (кроме двигателя), и слыл хорошим  автомобилем.

    Неудачный городской автобус ЗИС-154 уже в 1949 г. был заменен автобусом
ЗИС-155 с механическим приводом колес и с кузовом  меньшей  вместимости,  но
тогда это был единственный в стране городской автобус. В 1957 г. его  сменил
более комфортабельный  автобус  ЗИЛ-158.  В  1955  г.  на  производство  был
поставлен первый  отечественный  междугородный  автобус  ЗИС-127.  Тогда  же
параллельно с выпуском названных автомобилей завод приступил к  производству
оборонной техники  -  бронетранспортера  ЗИС-152  (1950  г.)  и  автомобиля-
амфибии ЗИС-485 (1953 г.)
    В 1954 г. по настоянию маршала СССР Г.К. Жукова на заводе  организуется
специальное конструкторское бюро для создания особой автомобильной  техники,
предназначенной для мобильных ракетных систем.
    В 1956 г.  умирает  директор  завода  Иван  Алексеевич  Лихачев  и  АМО
присваивается нынешнее, знаменитое  на  весь  мир   название  «ЗИЛ»  («Завод
имени Лихачева»). В конце того же года были собраны по  два  первых  опытных
образца грузовых автомобилей второго послевоенного  поколения  -  ЗИЛ-130  и
ЗИЛ-131.
    Четвертая так называемая реконструкция завода, начавшаяся  в  1959  г.,
позволила освоить производство автомобилей ЗИЛ-130 в 1964  г.  и  ЗИЛ-131  в
1967 г.
    Линия легковых машин после автомобиля ЗИС-110 была продолжена в 1958 г.
правительственным лимузином ЗИЛ-111.
    Последующие легковые автомобили: ЗИЛ-114 (1967 г.), ЗИЛ-117 (1971  г.),
ЗИЛ-115 (1976  г.),  вплоть  до  последнего  ЗИЛ-41041,  расцениваются,  как
достаточно стильные и современные.
    В  1967  г.  СССР  впервые  принял  участие  в  Международной   'Неделе
автобусов' в г. Ницца. Однако серийного производства  автобуса  организовать
не удалось. Автобус 'Юность' изготавливался штучно по отдельным заказам.
    В начале 70-х годов  завод  приступил  к  созданию  семейства  третьего
поколения грузовиков - ЗИЛ-169 (ЗИЛ-4331).
    В 1980 г. завод получил право на выпуск нового грузовика.
    В декабре 1991 г. распался СССР, и порвались многолетние  внутрисоюзные
связи. В 1992 г. началась эпоха рыночной экономики, ранее  о  которой  никто
не имел представления, как и о приватизации, начавшейся тогда же.
    ЗИЛ приватизировался первым в  отрасли  и  одним  из  первых  из  числа
крупнейших предприятий России - 23 сентября 1992 г. Тем самым завод  лишился
бюджетного финансирования. Однако  первое  Общее  собрание  акционеров  было
проведено только 29 апреля 1994 г.
    Общее  собрание  акционеров  избрало  новый  в  истории  завода   орган
управления - Совет директоров.
    Интерес к ЗИЛу того времени основывался  на  прежнем  советском  имидже
предприятия.  Все  рассчитывали  на  хорошие  дивиденды  от  акций   завода,
купленных за ваучеры на  чековом  аукционе.  Никто  и  не  предполагал,  что
среднетоннажные  грузовики  ЗИЛа  будут  иметь  мизерный  спрос  на   рынке,
рождающемся на руинах распределительной системы.
    Что же  касается  автомобильной  тематики,  то  уже  к  концу  1991  г.
техническое руководство завода и служба главного  конструктора  искали  пути
создания новых конструкций автомобилей, затребованных рынком:  малотоннажных
и большегрузных.
    30 декабря 1994 г., в день, когда с конвейера  в  АСК  сошел  последний
грузовик ЗИЛ-130 (ЗИЛ-4314), с того же конвейера сошел первый  малотоннажный
автомобиль ЗИЛ-5301 'Бычок', имя которому дал Ю.М. Лужков.
    Позже  на  базе   первого   малотоннажника   было   создано   множество
модификаций.  Ныне  автомобиль  'Бычок'  -  самый  популярный  грузовик   на
российском рынке из числа зиловских.
    2 августа 2001 г. Московскому автозаводу им. И  А.  Лихачева  АМО  ЗИЛ,
исполнилось 85 лет.
                                  http://heavytruck.narod.ru

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru