Экономическая теория

Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике


                                 Оглавление


 I.                                                                Введение
                                    3

II.             1.Условия            формирования             экономических
    взглядов                   древнегреческих                   мыслителей
       4
2.                                                                    Платон
                                6
   1.                             Жизнь                             Платона
                           6
   2.                 Платон                 о                  государстве
                        7
   3.                «Государство»                и                «Законы»
                   9
3.                                                                Аристотель
                          13
   1.                           Жизнь                            Аристотеля
                      13
   2.       Аристотель       об        обществе        и        государстве
        14
   3. Деньги и торговля в понимании Аристотеля                           16

III.                                                              Заключение
              18

    Список                    использованной                     литературы
             19



                                  ВВЕДЕНИЕ

    На  пороге  XXI  века  наше  общество  находится  на   этапе   глубоких
социально-экономических    преобразований.   Таким   периодам   свойственны
переосмысление   людьми   окружающего   мира,    возрождение    старых    и
становление  новых  философских  учений,   поэтому   представляет   интерес
рассмотрение  творчества античных философов Платона и   Аристотеля,  живших
в  эпоху великих  потрясений.  Мир   Платона   и   Аристотеля  –  это   мир
крушения  системы  греческих  городов-полисов   и   возникновения   империи
Александра  Македонского.
    С  этой  точки  зрения  было   бы   интересно,   изучая   экономические
взгляды  Платона  и  Аристотеля, проследить за  тем,  как  бурные   события
общественной  жизни  той  эпохи  находили  свое  отражение  в   становлении
их  экономических  взглядов. Тем  более,   что   свойственный   этим   двум
философам,  а  особенно  Платону,  антидогматизм   и   особенный   стиль  в
изложении  взглядов   позволяет   не  только   ознакомиться   с   конечными
результатами   их   творческих  исканий,   но   и   проследить   за   ходом
мыслей  и  рассуждений.
    Интерес  к  творчеству  этих  двух философов  не  ослабевает,  и,  быть
может,  даже усиливается в наше время  ещё  и  потому,  что  мнение  людей,
живших  две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе.
    Несомненно,  рассказывать об Аристотеле и  Платоне, как  ученых,  очень
непросто  в   том   смысле,   что   слишком   большой   промежуток   времени
отделяет  их от  нас.  Быть  может,  что-то  в  их  взглядах  нам  покажется
бессмысленным, неверным, а  может  быть  и  слишком наивным.  Конечно,   для
своего времени  они  были крупнейшими учеными,  но  следует  учитывать,  что
представления  о  мире  мыслителей,   живших   в  IV  в.  до  н.э.,   сильно
отличаются  от  нашего мнения.
                         Условия формирования экономических
                    взглядов древнегреческих мыслителей.

    Значительного развития экономическая мысль получила в античной  Греции.
Наиболее  крупными  представителями  в  этой  области   являлись   известные
древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как  экономические
и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие  взглядов  этих
мыслителей.
    Природные условия в Древней  Греции  отличаются  от  природных  условий
древневосточных стран тем, что здесь  для  нормального  занятия  земледелием
нет  необходимости  строить  сложные  гидротехнические  сооружения,  как  на
древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные  условия  для  развития
частной  собственности  на  землю,   на   земельный   участок,   а   основой
производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или  общинное
производство, предполагавшие огромный управленческий  аппарат,  а  небольшое
частное  хозяйство,  построенное   на   рациональных   основаниях,   жесткой
эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.
    Социальная структура полисов предполагала существование  трех  основных
классов: класса рабовладельцев,  свободных  мелких  производителей  и  рабов
самых  разных  категорий.  Одной  из   важнейших   особенностей   социальной
структуры  в  греческих  полисах   было   существование   такой   социальной
категории,  как  гражданский  коллектив,  т.е.   совокупность   полноправных
граждан данного полиса. К гражданам  полиса  принадлежали  коренные  жители,
проживающие   в   данной   местности    несколько    поколений,    владеющие
наследственным  земельным  участком,  принимающие  участие  в   деятельности
народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.
    Владение земельным участком рассматривалось  как  полноценная  гарантия
выполнение  гражданином  своих  обязанностей  перед  полисом,   перед   всем
гражданским коллективом.
    В Греции середины V в. до н.э.  сформировалось  экономическая  система,
которая без особых изменений просуществовало  до  конца  IV  в.  до  н.э.  и
которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.
    Греческая экономика в целом не была  однородной.  Среди  многочисленных
греческих  полисов  можно  выделить   два   основных   хозяйственных   типа,
отличающихся по своей структуре.
    Для первого  типа  полиса  (аграрного)  —  было  характерно  абсолютное
преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.
    Другой тип полиса можно условно определить как  торгово-ремесленный,  в
структуре  которого  роль  ремесленного   производства   и   торговли   была
значительно выше, чем полисах первого типа.
    Именно  в  полисах  второго  типа  была  создана  ставшая  классической
рабовладельческая экономика, которая имела  довольно  сложную  и  динамичную
структуру, а производительные силы  развивались  особенно  быстро  (примером
таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого  типа  задавали
тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции  V
- IV вв. до н.э.
    В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до  н.э.  имело  следующие
особенности: многоотраслевой характер, преобладание  трудоемких  интенсивных
культур  (виноградарство,  маслиноводство),  внедрение  рабского  труда  как
основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого  поместья  как
нового типа организации сельскохозяйственного производства.
    Следует  отметить,   что   описанная   структура   крупного   афинского
землевладения должна была переживать серьезный  внутренний  кризис  по  мере
того,  как  укреплялось  правовое  и   имущественное   положение   афинского
гражданства,  росло  его  самосознание,  увеличивалось  богатство  афинского
полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза.  Также  упрочивалась
система  афинской  демократии  с  ее  продуманной  политикой   материального
обеспечения  бедных  граждан,  интенсивного  развития  городской   жизни   и
городского ремесла.
    Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных  полисах  и  в
Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без  привлечения  к
труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный  вес  которых  в
греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал.
    Система  классического  рабства  сформировалась  в  более   или   менее
законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то  время
как в аграрных полисах  (Спарта)  социально-классовая  структура  отличалась
целым  рядом  особенностей.  Наиболее  ярким  примером   является   афинское
общество, характеристика которого позволяет показать особенности  социально-
классовой структуры торгово-ремесленных полисов,  играющих  ведущую  роль  в
историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.
    Таким образом, экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались
в  условиях  кризиса  рабовладельческого  полиса,  обострения  борьбы  между
аристократией, между богатыми и бедными,  между  рабами  и  рабовладельцами,
между  демократической  Афиной  и  олигархической  Спартой.  Это,   конечно,
сильно отражалось в работах древнегреческих философов.


                                   Платон
                                Жизнь Платона

    В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической  войны,  в
Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,   впоследствии  Платон.
Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения  семье  с  прочными
аристократическими традициями, сознающей историю  Афин  как  историю  своего
рода.
    Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с  Сократом
в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону  то,  чего  ему  не
хватало в жизни: твердую веру в существование  истины  и   высших  ценностей
жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте  трудным
путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени  Платон  уже  стал
признанным философом.
    В 399-389  гг.  до  н.э.  Платон,  тяжело  перенесший  смерть  Сократа,
покидает Афины. По некоторым  сведениям,  он  посещает  Вавилон,  Ассирию  и
Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с  тираном
Дионисием Старшим. По приказу   Дионисия  Платона,  не  пожелавшего  льстить
тирану, продают в рабство. Анникерид, житель  Эгины,  узнав  в  готовом  для
продажи невольнике известного философа,  купил  его  и  немедленно  дал  ему
свободу.
    Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в  живописном  уголке
на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с  домом,   где
основал свою  знаменитую  философскую  школу.  Академия  просуществовала  до
самого конца античности, до 529 года, когда византийский император  Юстиниан
закрыл ее.
    В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает  Сицилию,  находящуюся  во
власти "просвещенного" тирана  Дионисия Младшего.
    В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.
    Интерес к древнегреческому  философу   Платону,  к  его  творчеству  не
ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время.  Во-первых,  мнение
даже  самого  обыкновенного человека, жившего две  с  половиной  тысячи  лет
назад,  интересно само по себе. Конечно,  интерес  многократно  усиливается,
если этот человек -  Платон. "... Платон - один  из  учителей  человечества.
Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были  древние   греки,
что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали  бы,  что
такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое   человек,
в чем трудности его исканий и свершений"[1], -  писал   В.Ф.   Асмус.  Итак,
значение мнения гениальнейшего афинского  философа о важнейших  человеческих
проблемах очевидно.
                            Платон о государстве

    Возникновение   государства   Платон   связывал    с    удовлетворением
повседневных интересов людей и  с  обменом.  «Государство  возникает,  когда
каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом  еще  нуждаются…
Оно возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех  своих
нужд… Мы берём себе одного помощника для одной цели, другого для  другой,  и
когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте,  то  всю  группу
обитателей можно назвать государством. Они обмениваются  друг  с  другом…  с
той мыслью, что этот обмен будет им ко благу»[2]- говорил Платон.
    Платон, в сущности, определял государство как  особую  форму  поселения
людей,  которая  возникает  из  необходимости  взаимопомощи,  удовлетворения
потребностей  в  пище  и  жилье,  защите   населения   и   его   территории,
поддержания порядка внутри самого поселения. Таким  образом,  государство  и
общество, у Платона пока еще не различаются.
    Государство может существовать длительное время, в том случае, если оно
основано  на  натуральном  хозяйстве  и  если  деньги   имеют   ограниченное
хождение. Платон уделил особое внимание деньгам,  но,  по-моему,  так  и  не
понял их сущности. Платон отрицательно относился к функции денег в  качестве
сокровища. Деньги имеют две функции: меры стоимости  и  средства  обращения.
Они должны служить только  для  обмена.  Платон  требовал  запретить  куплю-
продажу в кредит, т.е. выступал  против  использования  денег  как  средство
платежа.
     Платон считал, что горожан надо наделять земельными  наделами,  но  их
имущество не должно  быть  чрезмерным.  Если  стоимость  имущества  превысит
стоимость надела  в  4  раза,  то  излишек  подлежит  передаче  государству.
Запрещаются также ссуды под проценты  и  покупка  товаров  в  кредит.  Закон
должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве,  где
выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.
    Наиболее   значимым   для   нас   стал   труд   Платона,    посвященный
государственному строю. Подробно он занялся  рассмотрением  государственного
строя в 8 книге «Государства». Главная причина порчи общества,  а  вместе  с
тем  и  государственного   строя   заключается   в   "господстве   корыстных
интересов". В соответствии с этим основным недостатком  Платон  подразделяет
все существующие государства на четыре разновидности в  порядке  увеличения,
нарастания "корыстных интересов" в их строе.
1) Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще  сохранила  черты
   "совершенного" строя. В государстве такого типа правители  и  воины  были
   свободны  от  земледельческих  и  ремесленных  работ.  Большое   внимание
   уделяется  спортивным  упражнениям,  однако  уже  заметно  стремление   к
   обогащению, и "при участии  жен"  спартанский  образ  жизни  переходит  в
   роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение  на
   богатых (правящий класс) и бедных, которые  делают  возможной  совершенно
   беззаботную  жизнь  правящего  класса.  Развитие  олигархии,  по   теории
   Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3) Демократия.  Демократический  строй  еще  более  усиливает  разобщенность
   бедных и богатых классов общества,  возникают  восстания,  кровопролития,
   борьба  за  власть,  что  может  привести   к   возникновению   наихудшей
   государственной системы – тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком  сильно,
   то это приводит к  противоположному  результату.  Так  и  здесь:  избыток
   свободы при демократии приводит к возникновению  государства,  вообще  не
   имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека – тирана.
    Таким образом, можно сказать, что  Платон  классифицирует  существующие
государственные формы на две большие группы:
   1. Приемлемые государственные формы
   2. Регрессивные, упадочные формы
    В  диалоге  «Законы»  Платон  писал:  «Я  вижу  близкую   гибель   того
государства, где закон не имеет силы и находится под  чьей-то  властью.  Там
же, где закон – владыка над правителями, а они  –  его  рабы,  я  усматриваю
спасение государства и все блага, какие только могут  даровать  государствам
боги»[3].



                          «Государство» и «Законы»

    Ключевое   место   концепции  Платона  занимает  учение  об   идеальном
государстве.  Модель  такого  исправленного  и   улучшенного   человеческого
общества  он  строит  в  своем  огромном  сочинении  «Государство».  В  этом
произведении десять частей, или книг,  множество  действующих  лиц.  Главное
лицо сочинения – Сократ. Рядом с ним  родные  братья  Платона  –  Адимант  и
Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают  видимость
беседы. Диалог между ними превращается в размышление  Сократа  об  идеальном
государстве.
    Идеальное  государство   –   то,   которое   удовлетворяет   требованию
справедливости.  Справедливость  в  данном  случае  состоит  в  том,  что  в
обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего  государства
и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках.  «Сейчас
мы лепим в нашем воображении государство, как мы  полагаем,  счастливое,  но
не в отдельно взятой его  части,  не  так,  чтобы  лишь  кто-то  в  нем  был
счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом»[4].
    Есть   люди,   которые   от   природы   наделены    разумом,    высокой
нравственностью,  благоразумием,  чувством  справедливости.  Это   философы,
которые должны управлять государством, создавать законы, править  на  основе
данного им глубокого понимания действительности.
    Другим свойственны храбрость, стремление  к  военной  славе,  доблесть,
бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в   защите  государства  от
внешних и внутренних врагов, поддержании порядка  и  спокойствия.
    Третьи лишены всех этих  качеств  –  они  должны  заниматься  ремеслом,
пахать  землю.  Внутри  этого  низшего  класса   также   существует   четкое
разделение  труда:  кузнец  не  может  заняться  торговлей,  а  торговец  по
собственной прихоти не может стать земледельцем.
    Из всего  вышесказанного  можно  сделать  вывод,  что  главный  принцип
устройства идеального государства – разделение  труда,  т.е.  каждый  должен
заниматься  своим  делом.  Торговля  необходима  только  потому,   что   она
обслуживает разделение труда внутри города и между городами.
    Философы и воины не имеют никакой частной  собственности  и  беспощадно
караются за хранение золота и серебра. Собственность –  привилегия  крестьян
и мастеровых, так как она сама по себе не  мешает  работать,  но  губительна
для тех, кто предан высоким размышлениям. В этом идеальном  государстве  нет
единой, замкнутой семьи. «Здесь совместные браки, и  дети  воспитываются  на
общественный счет, зная, что их общий родитель – само государство,  которому
они преданы с малых лет»[5]. По идее Платона, мужчины и  женщины  не  должны
вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно  управляют
философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших -  с  худшими.  После  родов
дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем  никто  не
знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты)  считаются
отцами всех детей, а все женщины – общими женами всех мужчин.
    Видимо, Платон считал,  что  все  бедствия   людей   происходят   из-за
отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия  хорошего   начальства.
Все это наблюдается во время мира, напротив, во  время  войны  существует  и
единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей  много  общего,  и
они,  благодаря  порядку,  мудрым  начальникам  могут  добиться  того,  чего
невозможно сделать,   живя,  как  заблагорассудится  и  занимаясь  не  своим
делом. Так почему бы не устроить  жизнь  государства  таким  образом,  чтобы
люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали?
    Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону  как  образец
для  построения  "идеального"  государства.  Все  государство,   безусловно,
получит гораздо больше  пользы,  если  плотник  останется  плотником,  а  не
начнет писать картины. Антииндивидуалистическое  государство  Платона  можно
описать следующей цитатой  из  "Законов",  выражающей   суть  тоталитаризма:
"...никто никогда не должен оставаться  без  начальника  -  ни  мужчины,  ни
женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в  играх   никто   не  должен  приучать
себя  действовать  по  собственному  усмотрению:  нет, всегда – и на  войне,
и в мирное время  –  надо  жить  с  постоянной   оглядкой  на  начальника  и
следовать  его  указаниям...  Пусть  человеческая   душа  приобретает  навык
совершенно не уметь делать что-либо отдельно от  других  людей,  и  даже  не
понимать, как это  возможно. Пусть жизнь всех  людей всегда  будет  возможно
более сплоченной и  общей. Ибо нет и никогда не будет  ничего  лучшего...  в
деле достижения удачи, а также  победы на войне. Упражняться в этом  надо  с
самых  малых  лет...  Надо  начальствовать над другими и самому быть  у  них
под началом.  А  безначалие должно быть изъято из жизни всех людей,  и  даже
животных,  подвластных людям"[6].
    «Законы»   –   произведение   престарелого   Платона,   умудренного   и
разочарованного  жизнью.  Перед  нами  неторопливая  беседа  трех   старцев,
текущая медленно, с повторами, углублением и  оттачиванием  мысли,  строящей
законодательство того общества, которое теоретически обосновано  Платоном  в
«Государстве».
    Проект наилучшего государства в  «Законах»  более  реалистичен.  В  нем
Платон выступает от лица аристократических кругов  античных  рабовладельцев.
В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации  новых  городов.
По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий  (16
км) и лучше,  чтобы  он  располагался  на  гористой  местности  подальше  от
соблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и  не
может быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их  можно  только  передавать
по наследству, причем  только  одному  сыну.   В  центре  всего  государства
должен стоять город, а вся  территория  разбивается  на  12  равноценных  по
своей экономической значимости частей.  «Надо  следит  за  тем,  чтобы  наше
государство было не слишком малым и не  мнимо  большим  –  оно  должно  быть
достаточным и единым»[7], - писал Платон.
    Если  в  «Государстве»  почти  не  упоминались  рабы,  а   земледельцы,
ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство  пронизывает
все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ  и  рабов  жить  согласно
между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства  признается
открыто.  Без  жесточайшего  рабства  Платон  не  мыслит  своего  идеального
государства.
    В «Законах» власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых
находятся  огромные  карательные  возможности  вплоть  до  смертной  власти.
Человек должен полагаться только на них, а не на свою волю и страсти.  Да  и
какая может быть воля у человека,  рассуждал  Платон,  если  все  мы  куклы,
управляемые нитями, которые приводит в движение божественная  рука.  Поэтому
надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и  роскошь,  подумать
о  пользе  общества.  Война,  которая  раньше   исключалась   Платоном   как
величайшее зло, теперь выдвигается на первый план и неотделима  от  действия
законов.
    Такие строгие законы в государстве  нужны  для  регулирования  ремесла.
Платон  допускал  существование  мелкой   торговли,   но   свободнорожденные
землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговля с целью  наживы  им
осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нет  необходимости,  а  также
вывоз тех, которые нужны государству. Все заказы должны выполняться  в  срок
и  добротно,  изделия  реализованы  по  действительной  стоимости,   которая
исключает наживу для производителя товара.
    Вопрос о том,  насколько хорошо государство Платона,  вторичен,  важнее
то, что это не существующее государство, но  его  "идея".  В  связи  с  этим
возникает еще одна проблема. Человек, незнакомый  с  творчеством  Платона  и
впервые  прочитавший  трактат   "Государство",  скажет,  что  Платон  создал
отвратительное тоталитарное государство,  что  он  был  неправ.  Современный
человек осуждает  Платона.  Но  ведь  мы  понимаем  только  свои  культурные
ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем  тоталитаризмом.
При этом мы не хотим  понять, что автор имел  совершенно  другие  понятия  о
человеческих  ценностях. Не стоит спешить обвинять Платона в  тоталитаризме.
Тем  не менее, надо понять, что в  любой,  даже   самой   бытовой   ситуации
человек имеет право на собственное мнение.
    Размышления  Платона о государстве,   в   котором   все   равны   перед
законом,  а  больше  всего  те,  кто  стоит  у   власти,  так   и   остались
добрыми упованиями. Модель идеального государства – это не описание  какого-
либо существующего строя, системы, а напротив,  модель  такого  государства,
которого  нигде  и  никогда не было, но которое должно возникнуть.  То  есть
Платон,  говоря  об  идее   государства,  создает  проект-утопию.  Известно,
что Платон  пытался  реализовать   на   практике   свою   идею.  «Его  часто
приглашали для составления законодательств  в  новые  города  и  повсеместно
разбросанные   греческие   колонии.   Когда   же    аркадяне    и    фиванцы
основали свою  колонию  Мегалополь,  город,  ставший  большим   и   богатым…
по  преданию обратился  за  советом  не  к   кому   иному,  как  к  Платону.
Философ  предложил  им  свой  любимый  образец   государства.    Но    когда
оказалось, что на всеобщее равенство перед законом устроители нового  города
не согласны, Платон был вынужден отказаться от своего  проекта»[8].  Платон,
в сущности, создал  утопию, его  проект не имел шансов быть реализованным.
                                 Аристотель

                              Жизнь Аристотеля


    Аристотель  родился  в  384г.  до  н.э.  в  греческом  городе  Стагире.
Глубокое провинциальное  происхождение Аристотеля компенсировалось тем,  что
он был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам  очевидцев,  с
молодости был  невзрачного  вида:  худощавый,  маленького  роста,  с  узкими
глазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил  одеться,  носил
по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу.
    Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17  лет)
вошел  в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля  в  стенах  Платоновской
Академии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике,  которой
 он, впоследствии, занимался всю жизнь.
    Аристотель представлялся Платону  ретивым  конем,  которого  приходится
сдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо  говорят  не  только  о
расхождении, но и  даже  о  неприязни  между  двумя  философами.  Платон  не
одобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться.  Аристотель
уделял  большое внимание своему внешнему виду,  а  Платон  считал,  что  это
неприемлемо истинному философу.
    Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию  в  335
г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится  завзятым
противником  своего  учителя. Аристотель говорил, что Платон  ему  друг,  но
истина для него дороже. Вся жизнь  его  состояла  в  бесконечном  стремлении
найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до  смысла  окружающего
мира.
    Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до  н.э.  Аристотель  был
приглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя  своего  сына  –
Александра, будущего великого завоевателя.
    На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в  науке.
Его  интересовали  законы,  управляющие  движением  тел,   -   и   появилась
знаменитая «Физика» (в 8 книгах).  Он  размышлял  над  различными  явлениями
природы,  о  чем  говорится  в  «Метеорологике»  (в  4  книгах).  Он  изучал
поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О  возникновении
животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о  логике,  этике,
поэтике.  Но  нас,  конечно,  больше  будут  интересовать   его   сочинения,
касающиеся  ведения  хозяйства,  политики  и    социологии.   В   их   числе
«Никромахова  этика»,  «Политика»,  «Экономика».  Он  описал  158  различных
греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий».
    Аристотель был сильным человеком, но он был многим  неугоден.  И  когда
оказалось, что деваться уже  некуда,  и  с  ним  могут  расправиться  как  с
Сократом, он принял яд. Так  кончилась жизнь великого  мыслителя  древности.
И всё же его искания, вся его жизнь  свидетельствуют  о  небывалом  мужестве
великого человека, для которого даже сама  смерть  стала  актом  мудрости  и
невозмутимого спокойствия.

                    Аристотель об обществе и государстве.

    Система политических  взглядов изложена у  Аристотеля  более  богато  и
развернуто, чем у Платона. Как уже говорилось выше,  Аристотелю  принадлежат
158   "Политий",   в   которых   он   описывал    политическое    устройство
древнегреческих полисов, городов-государств. На  основе  "Политий"  им  была
составлена "Политика", систематически излагающая материал  о  государстве  и
формах государственного устройства.
    В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал,  что  существует  разница
между  обществом  и  государством.  По  его  мнению,  есть  различные  формы
объединения  людей,  основными  из  которых   являются   семья,   поселения,
государство. «Аристотель  считал  человека  общественным  животным,  который
может жить только в обществе  и  государстве.  Государство,  по  его  мнению
важнее семьи и отдельной личности, подобно тому,  как  целое  важнее  части.
Созданию государства способствует обмен между отдельными людьми»[9].
    Взгляд  на  идеальное  государство  у  Аристотеля  также  отличался  от
представлений Платона. Платон, в сущности, создал  утопию,  его   проект  не
имел шансов быть  реализованным.  Аристотель  не  замыкается  на  построении
какого-то наилучшего государственного устройства, а  рассматривает  основные
принципы функционирования государства, описывая  при  этом  несколько  типов
как положительных, так  и  отрицательных,  по  его  мнению,  государственных
систем.
    По   мнению   Аристотеля,  существовало  три  вида  "правильных"   форм
правления в государстве: монархия, где  власть  принадлежит  наследственному
правителю, аристократия, где  властвуют  лучшие  и  демократия,  где  власть
осуществляется гражданами  государства.  Однако,  по  убеждению  Аристотеля,
недостаток этих "правильных"  форм  государственного  устройства  состоит  в
том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где   царят
  порок   и  злоупотребления:   монархия   может   выродиться   в   тиранию,
аристократия – в  олигархию  (власть  немногих,  подчиняющих  свои  интересы
общим), демократия – в охлократию (власть невежественной  и  темной  толпы).
Поэтому он выдвигал идею формирования   "смешанного   государства",  которое
должно   сочетать  достоинства  демократии,   аристократии    и    монархии.
Аристотель называл эту форму государства "политией".
     Идея "смешанного государства" получила популярность  и  повлияла,  как
полагают ученые, на формирование в XVIII веке  идеи  разделения  властей  на
законодательную, исполнительную и судебную.
    В  Греции  в  IV  в.  до  н.э.  наблюдалось   обострение   противоречий
рабовладельческого  строя.  Но,  тем   не   менее,   Аристотель   не   видел
отрицательного   влияния    рабовладельческих    отношений    на    развитие
производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не  может  проходить  без
рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической  необходимости.  Рабы
способны  воспринимать  указания  господина,  но  не   способны   руководить
хозяйственной жизнью. Но если человек  свободен,  он  не  должен  заниматься
физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом,  будучи  даже  юридически
свободным. Свободные потому и  признаются  свободными,  потому  что  они  не
знают  физического  труда.  Поэтому  у  Аристотеля  разделение  на  рабов  и
свободных объявляется вполне естественным.
    Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в
развитии общества на той стадии, когда рабство  было  основой  производства.
Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать  свой  интеллект,  быть
свободным   от   физического   труда,   принимать   активное    участие    в
государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа  должна  выполняться
рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без  них.  Рабы  как  бы
представляют собой одушевленную и отдельную часть  тела  господина,  которая
обслуживает его. Аристотель считает, что  природа  сама  распорядилась  так,
чтобы даже внешне свободные люди отличались  от  рабов.  «У  последних  тело
мощное, пригодное для выполнения необходимых  физических  трудов;  свободные
же люди держатся прямо и не способны  к  выполнению  подобного  рода  работ,
зато они пригодны для политической жизни»[10].
     Таким образом, основу богатства  и  главный  источник  его  увеличения
составляли  рабы.  Аристотель  назвал  рабов  «первым  предметом  владения»,
поэтому надо заботиться  о  приобретении  хороших  рабов,  которые  способны
долго и усердно трудиться.
    Аристотель, таким образом, сохраняя платоновские убеждения в приоритете
интересов общества в целом над интересами личности, в то же  время,  большее
значение придавал и интересам личности,  ответственности  государства  перед
гражданами.


                  Деньги и торговля в понимании Аристотеля

    По  сути,  Аристотель  был  одним  из  первых  мыслителей,   пытавшихся
исследовать экономические законы в современной ему Греции.  Особое  место  в
его трудах занимает объяснение понятий  денег, торговли.
    Аристотель  с  большим  упорством  пытался  понять  законы  обмена.  Он
исследовал исторический процесс  зарождения  и  развития  меновой  торговли,
превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой,  способствующей
образованию   государства.   Нужда,   т.е.   экономическая    необходимость,
«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого  лежит  факт
общественного разделения труда.
    Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными
причинами, т.к. люди обладают необходимыми для  жизни  предметами  одними  в
большем,  другими  –  в  меньшем  количестве.  Пользование  каждым  объектом
владения  бывает  двоякое.  В  одном  случае  объектом  пользуются  по   его
назначению, в другом – не по назначению.  Для  примера  Аристотель  приводит
пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы  надевать  на  ноги,  и
для того, чтобы менять её на что-либо  другое»[11].  И  в  том  и  в  другом
случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и  с  остальными
объектами владения – все они могут быть предметом обмена.
    Аристотель с большим  упорством  стремился  понять  законы  обмена.  Он
доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые  сами  по
себе представляли ценность и стали обслуживать  обмен.  Он  писал:  «В  силу
необходимости,  обусловленной  меновой   торговлей   возникли   деньги»[12].
Аристотель не сомневается в  том,  что  деньги  –  это  воплощенное  в  вещи
выражение товарной стоимости. Если  товары  и  деньги  соизмеряются  друг  с
другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель  знал,
что из товарных отношений  возникли  деньги,  появилось  денежное  выражение
стоимости товара – его цена. Деньги – это  товар  всеобщей  размениваемости,
основа обмена.
    Аристотель одобрительно относился к тому виду  хозяйствования,  который
преследовал цель приобретения  благ  для  дома  и  государства,  назвав  его
«экономикой». Экономика связана с производством продуктов,  необходимых  для
жизни.
    Деятельность   торгово-ростовщического   капитала,   направленную    на
обогащение,   он   характеризовал   как   противоестественную,   назвав   её
«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её  главная
цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что  товарная  торговля  по
своей природе не принадлежит к  хрематистике,  потому  что  в  первой  обмен
распространяется  лишь  на  те  предметы,  необходимые   для   продавцов   и
покупателей. Поэтому первоначальной формой  товарной  прибыли  была  меновая
торговля, но с её расширением необходимо возникают  деньги.  С  изобретением
денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную  торговлю,  а
последняя превратилась в хрематистику,  то  есть  искусство  делать  деньги.
Проводя  такие  рассуждение,  Аристотель  приходит  к  выводу,  хрематистика
построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена.
    Аристотель пытался выяснить природу  этих  двух  явлений  (экономики  и
хрематистики), определить их историческое место.  На  этом  пути  он  первый
смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения,  и
деньгами, ставшими  капиталом.  Он  понимал,  что  экономика  незаметно,  но
необходимо переходит в хрематистику.
    Аристотель считал, что истинное богатство состоит из  предметов  первой
необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не  может
быть   бесконечным,   а   должно   ограничиваться   определенными   рамками,
достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла  в  силу
необходимости и государство не  может  обойтись  без  неё,  в  то  же  время
недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм,  но
не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не  имеют
тогда никакой пользы в житейском обиходе.
    Таким образом,  Аристотель довольно подробно  изложил  в  своих  трудах
главные экономические  проблемы.   Он  пытался  понять  законы  обмена,  дал
довольно полную характеристику денег.

                                 Заключение

    Подводя  итог  данного  реферата,  можно сказать, что,  что  в   целом,
экономическая  мысль   Древней   Греции   была   своеобразной   и   довольно
зрелой. Она  развивалась  на   первых   этапах   под   влиянием   разложения
общины,  в  условиях  обострения  противоречий  рабовладельческого  строя  в
 период  расцвета  и  кризиса.  Трактовка   проблемы  рабовладения  занимала
главное  место  как  в  трудах  Платона,  так  и  в  трудах  Аристотеля.
    На  экономическую  мысль  также  оказывало  большое   влияние  развитие
городов  и  связанный  с   этим   рост   ремесла   и   торговли.   Мыслители
Древней   Греции   понимали   значение   разделения    труда.    В    период
расцвета  экономической  мысли  её  представители   пытались   анализировать
товарно-денежные  отношения,  условия  обмена,   деньги.   Они   не   только
давали   советы   о   том,   как   вести   хозяйство,    но    и    пытались
теоретически осмыслить  экономические  процессы.  Как  у   Аристотеля,   так
и    у    Платона    существовал    натурально-хозяйственный    подход     к
экономическим  проблемам.
    В  дальнейшем   историческом   развитии  учения  Аристотеля  и  Платона
стали  источниками  многочисленных  школ  и   направлений.

                      Список использованной литературы



1. Асмус В.Ф.  Платон.  М.: «Наука», 1993. С.217
2. Костюк В.Н.  История экономических учений.  М.: «Центр», 1997. С.243
3.  Лосев  А.Ф.,  Тахо-Годи  А.А.   Платон.  Жизнеописание.   М.   «Детская
  литература»,
            1977. С.224
4. Мыслители Греции. От мифа  к  логике:  Сочинения.    М.:  «ЭКСМО-Пресс»,
  1998,
          С.832
5. Энциклопедический словарь юного историка. Под редакцией  Таттар Г.В. М.:
  «Пе-
             дагогика-Пресс», 1993. С.448



-----------------------
[1] Асмус В.Ф.  Платон.  М., 1993. Стр.17
[2] Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения.   М.,1998. стр.142
[3] См.: Энциклопедический словарь юного историка. М., 1993. Стр.118
[4] Мыслители Греции.      От мифа к логике: Сочинения.     М.,1998,
стр.202
[5] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.    Платон. Жизнеописание.   М., 1977.
Стр.186
[6] См. Асмус В.Ф.  Платон.  М., 1993. Стр.74
[7] Мыслители Греции…  М.,1998.  Стр.206
[8] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.  Платон.Жизнеописание. М., 1977. Стр.87
[9] Костюк В.Н.  История экономических учений.  М., 1997.  Стр13
[10] Мыслители Греции…  М.,1998. стр.448

[11] Мыслители Греции…  М.,1998. стр.455
[12] То же.  Стр.456



смотреть на рефераты похожие на "Древнегреческие философы Платон и Аристотель об экономике "