Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Эволюционные причины поведения

Работа из раздела: «Биология»

Приложение
  Основные типы научения, основанные на классификации, предложенной Торпом
                                   (1963).


Тип научения     Характеристика поведения

Привыкание  При продолжительном повторении стимулов      подкрепляемых
 поощрением или наказанием, реакция на  них постепенно угасает; например,
 птицы перестают бояться     пугала (т.е. научаются не обращать на него
 внимания). Это  имеет важное значение для формирования поведения у
 молодых животных - помогает им распознавать       нейтральные элементы
 окружающей среды (движения  предметов, вызванные ветром, тень от облаков,
 движение   волн и т.п.). Привыкание - результат изменения в нервной
 системе, а не форма сенсорной адаптации, так как новое  поведение здесь
 устойчиво и после привыкания стимул уже     никогда не вызывает реакции.



Ассоциативное научение

Классическое     Выявлено в исследованиях Павлова, проводившихся на
обусловливание   собаках. Метод состоял в выработке условного рефлекса
(выработка услов-      слюноотделения: животное начинает реагировать не
 только
ного рефлекса)   на безусловный раздражитель (вид пищи), но и на новый
 условный раздражитель (удары манометра), который  предъявлялся собаке в
 сочетании с безусловным     раздражителем. Животные научаются связывать
 безусловный стимул с условным и давать ответ на любой из     них.
 Например, птицы не едят чёрных и оранжевых гусениц      одного вида
 бабочек из-за их неприятного вкуса и избегают     есть других гусениц того
 же цвета, даже если они вполне   съедобны.

Инструменталь-   Выявлено в исследованиях Скиннера, проведенных на
ное обусловлива- голубях. Всякий раз, когда птица производила определенное
ние (научение    действие, её за это вознаграждали (положительное
путем проб и     подкрепление) или подвергали 'наказанию' (отрицательное
ошибок)     подкрепление). Сочетание данного проб и ошибок) действия      с
 наградой или наказанием соответственно повышает или     уменьшает
 вероятность повторения этого действия в     дальнейшем. Эффективность
 такого научения может       возрастать при проведении ряда повторных
 опытов (пример  - эксперименты с каракатицей)



Латентное   Не все формы поведения бывают явно направлены на
научение    удовлетворение непосредственных нужд или получение
 награды. Иногда животные исследуют новую обстановку и   получают
 информацию, которая может пригодиться или   даже приобрести жизненно
 важное значение лишь в      дальнейшем. Например знание непосредственного
 окружения норки может помочь мыши убежать от хищника,   тогда как в момент
 приобретения этого знания оно,   казалось, не имело никакой ценности.
 Поэтому такое   научение называют латентным. По-видимому, к этой
 категории можно отнести и усвоение видоспецифической    песни зябликом.
      Инсайт     Вероятно, инсайт - это высшая форма научения. Он не
 является результатом прямого научения методом проб и    ошибок, а основан
 на информации, полученной ранее при    других в чем-то сходных
 обстоятельствах. Инсайт возможен       лишь при достаточном развитии
 интеллектуальных      функций. Примером могут служить наблюдения Кёлера
 над  шимпанзе. Когда подвешивали слишком высоко бананы и     помещали
 отдельно деревянные ящики, обезьяна ставила       ящики друг на друга и,
 взобравшись на них, доставала    бананы. Наблюдения показали, что этим
 действиям  предшествовал некоторый период 'размышления'.     Правильное
 решение в данном случае могло быть в   значительной степени облегчено
 предшествующими играми      с ящиками (т.е. латентным научением).



Импринтинг  Простая специализированная форма научения, которая
(запечатление)    проявляется во время критического (чувствительного)
 периода развития животного. Приобретаемое поведение     становится
 относительно стойким и с трудом поддаётся   изменению. Импринтинг состоит
 в том, что в мозгу    детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого
 индивидуума, обычно родителя, или какого-то крупного    объекта и
 создается особая 'привязанность' к нему. Лоренц   наблюдал, как лишённые
 родителей гусята и утята    следовали за ним по пятам, принимая его за
 мать. Так же    ведут себя приученный и выкормленные из бутылки ягнята,
 что может оказывать глубокое и не всегда желательное    влияние на всю
 последующую жизнь животного, затрудняя      установление нормальных
 взаимоотношений с другими   особями своего вида. В естественных условиях
 импринтинг,     несомненно, имеет приспособительное значение, помогая
 детенышам быстро перенимать необходимые навыки от       родителей
 (например, учиться летать) и запоминать     характерные особенности
 окружающей среды (например,      для лососей это может быть 'запах' реки,
 в которой они   вывелись и куда они будут возвращаться для нереста).


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru