Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Организация сбора налогов в СССР в 60-е годы

Работа из раздела: «Разное»
               «Организация сбора налогов в СССР в  60-е года»
    В  середине  60-х  гг.  В  СССР  планировалось  осуществление  коренной
хозяйственной   реформы,   направленной   на   повышение   эффективности   и
прибыльности  работы  предприятия.  Целями  реформы  были  совершенствование
системы   управления   народным   хозяйством   и   усиление   экономического
стимулирование производства.  Одним  из  основных  документов,  определявших
цели и задачи хозяйственной реформы, было Постановление ЦК КПСС  и  СМ  СССР
«О совершенствовании планирования и усилении  экономического  стимулирования
промышленного производства» от 4 октября 1965 года.
    В сфере налогообложения к  важнейшим   мероприятиям  по  реформированию
хозяйственного механизма следует отнести:  изменение  порядка  распределения
прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды,  фиксированных
(рентных) платежей, реформирование системы подоходного  обложения  колхозов.
Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.
    Коммунистические принципы распределения  требуют,  однако,  дальнейшего
развития и совершенствования  социалистических  производственных  отношений.
Переход к этим  принципам  возможен  «не  раннее  того,  как  будет  создана
материально-техническая база, достигнет высокого уровня создана материально-
техническая  база,  достигнет  высокого  уровня  создание  людей,  полностью
разовьются и  до  конца  проявят  свои  прогрессивные  возможности  принципы
социализма». Эти возможности растут вместе с  неуклонным  и  быстрым  ростом
материального  производства  и  национального  дохода  страны,   опережающим
развитием наиболее прогрессивных  отраслей   промышленности  .  Общая  сумма
расходов на народное хозяйство составил в 1964 году  68.5 млрд. руб., в  том
числе ассигнования из бюджета на эту  цель  выразятся  в  сумме  38.7  млрд.
руб., увеличивший против 1963 годом на 4%.
    Национальный доход в СССР за 4-е года семилетки возрос на 32%,  или   в
среднем  на  8%[1].  Рост  национального  дохода   обеспечивает   увеличение
абсолютных размеров, как фонда  накопления,  так  и  фонда  потребления  при
сохранении  более высоких темпов роста фонда  накопления. Это означает,  что
распределение  национального  дохода  производится  с  учетом  хозяйственно-
политических задач, стоящих перед страной.
    Налог с оборота представлял собой  особый  вид  платежа  предприятий  в
бюджет, введенный налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК  и  СНК
СССР  от  2  сентября  1930  г.).  Плательщиками  налога  с   оборота   были
государственные  производственные  объединения,  предприятия,   организации,
предприятия  общественных  и  кооперативных  (кроме  колхозов)   организаций
(фабрики, заводы, фирмы,  оптово-сбытовые'  организации,  специализированные
оптовые организaции министерства торговли союзных республик,  предприятия  и
оргaнизации потребительской  кооперации  и  др.),  действовавшие  на  основе
хозрасчета, имевшие самостоятельный  баланс  и  расчетный  счет  в  Госбанке
СССР. Преобладающий метод исчисления налога  (исчислялось  свыше  85%  суммы
платежа) - метод разницы  в  ценах,  который  применялся  при  наличии  двух
прейскурантов  цен  и  утвержденных  твердых  оптовых  цен  предприятия   на
определенные  виды  товаров.  Наряду  с  этим  по   многим   товарам   налог
исчислялся' по ставкам в рублях и  копейках  с  единицы  измерения  (т,  м3,
штуки) И в процентах к выручке от реализации.
    Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по  розничным
или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров  собственного
производства или собственной закупки всем покупателям, а также  при  отпуске
по  указанным  ценам  отдельных   товаров   (растительное   масло,   дрожжи,
ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения,  предприятия.
К  облагаемому  обороту  относились  также  суммы  (за  товары,   подлежащие
обложению налогом с оборота), поступающие на  основании  решения  арбитража,
судебных и других  органов  по  рассмотрению  споров,  в  порядке  частичной
оплаты  счетов;  от  организации  железнодорожного,  водного,  воздушного  и
автомобильного  транспорта  по  претензиям  за  утрату,  недостачу  и  порчу
товаров при перевозках; суммы надбавок  к  розничным  ценам  (оптовым  ценам
промышленности),   предусмотренные    соответствующим    прейскурантом    за
дополнительную обработку или качественное улучшение товаров.
    Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации то. варов,  по
которым не установлено обложение налогом  с  оборота  (мясомолочные  товары,
овощи, картофель, фрукты и др.);  при  от.  пуске  товаров  в  установленном
порядке по оптовым ценам пред' приятий (без налога с оборота)  для  экспорта
внешнеторговым организациям, а также организациям Государственного  комитета
СССР  по  материальным  резервам  и  для   промышленного   потребления;   от
реализации товаров, по которым розничные цены за вычетом торговых и  оптово-
сбытовых  скидок  не  превышают  оптовых  цен  предприятий  (без  налога   с
оборота); от  продажи  изделий,  изготовленных  из  материала  заказчика  на
давальческих началах, и от оказания услуг от реализации товаров,  которые  в
виде льготы  полностью  освобождаются  от  обложения  (например,  товары  из
местного сырья и отходов, производимые вновь  организованными  предприятиями
местной   промышленности);   от   продажи   товаров   после    произведенной
дополнительной обработки (крашение, полировка, шлифовка, пропитка  и  т.п.);
упаковки, 'расфасовки, если эти товары  ....были  приобретены  по  розничным
ценам или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота); от  реализации
отходов, полученных при переработке товаров, облагаемых налогом  с  оборота,
Не подлежали обложению налогом с оборота также суммы авансов,  полученных  в
соответствии с  действующим  порядком  от  покупателей  :взысканные  с  лиц,
виновных в хищениях, недостаче и порче товаров;  выделяемые  поставщиками  в
счетах отдельной  строкой,  не  относящиеся  к  стоимости  товаров  денежных
доходов   государственных,   кооперативных,   общественных   предприятий   и
организаций от реализации услуг  и  нетоварных  работ  (услуги  транспортных
предприятий,  парикмахерских,  предприятий  .  стирки  и  крашения,  ремонта
вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.).  Этот  налог
был введен налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР  от
3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с  оборота.  Уплачивался  с  полной
валовой выручки от нетоварных операций, фактически  полученной  за  истекший
месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в  зависимости  от  вида  работ
или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов. С 1  января  1958  г.
налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен.
    В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров,  который  в  1935  г.
объединен с налогом со  зрелищ.  Налог  с  оборота  кинотеатров  взимался  с
валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.
    К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился  налог
с совхозов. Введение налога обосновывалось  необходимостью  связать  местные
органы власти (райисполкомы) с расположеными на их  территории  совхозами  и
создать   заинтересованность   райисполкомов   в   финансовых    результатах
деятельности совхозов. Налог с Совхозов исчислялся по валовому доходу  (т.е.
обороту) от продажи сельскохозяйственной  продукции  на  сторону,  сдачи  ее
своему объединению, тресту и т.П., а также в свои  торговые  и  промышленные
предприятия, от отпуска  этой  продукции  своим  рабочим  и  служащим.  Была
установлена единая ставка налога в размере 1  %  валового  дохода.  Налог  с
совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с  оборота,  нарушал  принцип
однократности.  обложения   товара:   продукция,   переданная   в   торговые
предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с  совхозов
по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота  при  реализации  ее
торговым предприятием(объединением ).

    Налогом с оборота  облагались  государственные  отраслевые  объединения
предприятия и организации по продаже  товаров  собственного  производства  и
заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая  ставка
налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога,  поступающего
в бюджет. 78% вносили  промышленные  предприятия  и  22%  -  оптово-сбытовые
базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в  ценах.  Поступления  в
бюджет, получаемые по этому методу, составляли  83%  общей  суммы  налога  с
оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах  к  обороту
и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя  из
утвержденных   розничных   цен,   себестоимости   прибыли,   оставляемой   в
распоряжении предприятия.
    В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи
из  прибыли  и  другие  государственные  доходы  предприятия  и  организации
исчисляли  и  вносили  в  бюджет  самостоятельно.   На   финансовые   органы
возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты  в
бюджет средств.

     Налог с доходов от демонстрации кинофильмов
    В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу  с  доходов
от демонстрации кинофильмов, заменившему  в  1975  г.  налог  со  зрелищ.  В
соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975  г.  плательщиками
налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома  и
дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др.  Плательщики  исчисляли
сумму  платежа  по  ставкам  в  процентах  своей  полной   валовой   выручке
предприятий.   Ставки   налога   дифференцировались   в    зависимости    от
местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа -  55%,  в
сельских местностях  ~  10%.  Кинотеатры,  построенные,  реконструированные,
переоборудованные  за  счет   ссуд   Госбанка   СССР,   независимо   от   их
местонахождения  уплачивали  налог  по  ставке  10%      .От   налога   были
освобождены  Бюро  пропаганды  советского  киноискусства  Союза   работников
кинематографии СССР  по  валовому  сбору  от  проведения  платных  публичных
лекций по вопросам киноискусства  с  демонстрацией  киноматериалов,  платных
творческих   вече[IOB   мастеров   кино   с   показом    их    произведений;
специализированные   детские   кинотеатры;   киносеансы   для   учащихся   в
общеобразовательных  школах.
    Суммы платежа в  соответствии  с  законодательством  союзных  республик
зачислялись  в  доходы  местных  бюджетов.  Финансовые  органы  осуществляли
контроль за деятельностью предприятий-плательщиков, учитывали начисленные  и
поступившие  суммы  платежей,  проверяли  полноту   и   своевременность   их
перечисления в бюджет.


     Плата за фонды, веденные с 1996 года в соответствии  с  постановлением
ЦК КПСС и СМ  СССР  от  4.10.1965  года,  были  созданы  в  целях  повышения
заинтересованности  предприятия  в  лучшем  использовании   производственных
основных фондов и оборотных  средств.  Плата  за  фонды   представлял  собой
форму распределения  прибыли,  которая   являлась  одним  из  первоочередных
платежей из прибыли в госбюджет СССР.
    Нормативы платы за производственные фонды устанавливались на длительный
период единым для производственных основных фондов и  нормируемых  оборотных
средств. Ставка в промышленности равнялась 6%,  а  в  отдельных  отраслях  с
относительно низким уровнем рентабельности-3%.  Плата  за   производственные
фонды  взималась  с  первоначальной  стоимости   основных   производственных
фондов,  что  должно  было  повышать  заинтересованности  предприятий  в  их
современном  обновлении  и   техническому   совершенствованию.   Исключением
составляла нефтедобывающая промышленность,  где  в  силу  специфики  отрасли
плата  за   фонды  исчислялась  исходя  из  остаточной  стоимости   основных
производственных фондов по ставке 11%.
    Плата за производственные фонды предусмотрены льготы. Не вносили  плату
объедения, предприятия, у которых при ставке  3%  недостаточно  прибыли  для
образования  фондов  экономического  стимулирования,   и   планово-убыточные
предприятия. Не взималась плата за:
    Основные производственные фонды, созданные
     . за счет фонда развития производства, - в течение 2 лет,
     . за счет  банковской ссуды – на срок  погашения,  вновь  введенные  в
       действие предприятия, цехи и крупные  производственные  установки  -
       на   период   освоения   производственных   мощностей   в   пределах
       нормативного срока
     . сооружения предназначенные для очистки воды и воздуха
     . сооружения и оборудование, предназначенные  для  обеспечения  охраны
       труда и промышленной санитарии
     . и другие.
   Стимулирующее воздействие данного платежа было незначительным в связи  с
тем, что  сэкономленные  на нем средства подлежали перечислению в  бюджет  в
виде свободного остатка прибыли.
     Фиксированные  (рентные)  платежи  были  установлены  с  1967  года  в
соответствии вышеуказанным Постановлением. Эти  платежи  представляли  собой
форму изъятия в доход государства части  прибыли  объединений,  предприятий,
получение   которой  было  обусловлено   факторами,   не     зависящими   от
деятельности предприятия.
    Фиксированные  платежи были  установлены  для  предприятий,  у  которых
образовался   чистый  дифференциальный  доход.   Применение    фиксированных
платежей  позволило   выровнять  рентабельность   предприятий   в   пределах
отрасли, исключив из суммы прибыли ту часть, которая  не зависит от   работы
коллектива объединения.
    Платежи исчисляли сами налогоплательщики и вносили в бюджет   со  своих
расчетных счетов. Документальная  проверка  месячных  (квартальных)  отчетов
плательщиков  проводилась  по  данным  бухгалтерского  учета   и   первичным
документам не реже одного раза  в  полугодие.  А  при  взимании  платежей  в
процентах  от  балансовой  прибыли  -   одновременно  со  счетной  проверкой
бухгалтерских отчетов и балансов.
    Источниками доходов  в сельском хозяйстве была  дифференциальная рента,
которая изымалась, изымаясь государством через закупочные цены и  подоходный
налог с колхозников.
    Подоходный налог с колхозников был установлен с в соответствии с Указом
Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 году. Подоходный  налог  с  колхозников
зачислялся в доходы государственных  бюджетов  союзных  республик  и  служил
регулирующим доходом  главным образом  районных и сельских бюджетов.
    Плательщиками  выступали  колхозники,  имевшие  доходы   от   сельского
хозяйства. Подоходным налогом с колхозников облагались:
     .  чистый  доход  за  счет  вычетом  части  дохода,  соответствовавшей
       рентабельности 25%
     . часть  фонда  оплаты  труда  колхозников,  превышавшая  необлагаемый
       минимум, исчисляемый исходя из среднемесячного  заработка  в расчете
       на одного работающего колхозников.
      Полностью или частично от дохода освобождаются  колхозы,  образованные
из переселенцев или принявшие в свой состав семьи переселенцев.
    Налоги,  вносимые   колхозниками  и  кооперативами,  организациями   по
сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий,  занимал
незначительную часть. Их удельный вес в доходах бюджета составлял от 1.1  до
1.5%[2].
    Учет налогоплательщиков  осуществлялся  путем  регистрации  финансовыми
органами граждан, имевших доходы либо  иные объекты налогообложения в  СССР.
Регистрация приводилась ежегодно 1 января.  В  процессе  учета  плательщиков
определялись также право граждан на налоговые льготы. Учет осуществляется  в
специальных книгах, форма которого  утверждалась Минфин СССР.
    Финансовые  органы  составляли  налоговые  списки  –  перечни,  списки,
реестры,   содержавшие   сведения   о    налогоплательщиках    и    объектах
налогообложения, применяемые в различных  системах  обложения  подоходным  и
поимущественными налогами.
    На основании налоговых списков финансовые органы составляли и рассылали
платежные сведения - документ, которым налогоплательщик уведомлялся о  сумме
и сроках внесения причитающихся с него  платежей  по  налогам  и  сборам.  В
извещении  указывались   основания   произведенного   обложения.   Платежное
извещении   указывались  основания   произведенного   обложения.   Платежное
извещение  выписывалось  по  подоходному  налогу,   налог   на   холостяков,
одиноких,  малосемейных  граждан  СССР,  налогу   с   владельцев   строений,
земельному налогу на бланках строгой отчетности,  для  каждого  налога  была
предусмотрена   особая   форма.   Извещение    вручалось    плательщику    в
установленные  сроки  под  расписку  или  пересылалось  по  почте   заказным
письмом.
    В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения  и
организация,  которые  производили  выплату  заработной  платы   рабочим   и
служащим, заработков граждан за  временные и случайные работы. При  взимании
налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков  налогов  с  других
групп  плательщиков  в  качестве  сборщиков  налогов   выступали   кредитные
учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов.



                                 Литература

 . «История налогов в России» /// АВ Толкушкин 2001 год
 . «Очерки истории налогов  с населения в СССР» ///ГЛ. Марьяхин 1964 год

         Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации

                                  Институт

                           Налогов и налообложения



                                   Кафедра

                           Налогов и налообложения



               «Организация сбора налогов в СССР в  60-е года»



                                                                  Выполнила:
                                                                  Омарова ПА

                                                          Студентка гр. Н2-4

                                                                   Проверил:

                                                            Смирнов Денис. А



                               Москва 2004 год

                           -----------------------
[1] Книга « Истории налогов с населения в СССР» ///ГЛ Мальяхин  Москва 1964
год стр. 236-237
[2] См: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия /// Гл. Ред. АМ
румянцев Т1 с 202


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru