Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Этнология 11.5 Кб.
  2. Этнология Л.Н. Гумилева 23.4 Кб.
  3. Этнология как наука 49.1 Кб.

Этнология

Работа из раздела: «Разное»

1. ,2.,3. Этносы возникали вместе с  развитием  человеческих  групп.  Каждой
   эпохе присущи свои этносы (объекты нашего  изучения).  В  России  преобл.
   теоретич. взгляды на этн. общности, как на реальные объекты. На  их  счёт
   нет единой концепции: Вавилонская башня; концепция Гегеля об  «абсолютной
   идее»,  проявляющей  «историч.  народ»;  т.  Гумилёва  и  Широкогорова  в
   традиции соц. дарвинизма – пассионарный толчок  –  рождение  этноса  (вне
   Земли) за счёт пассионариев на 1500 с рядом фаз развития; наиболее распр.
   – дуалистич.  (этнические  свойства,  этнич.  Элементы  –  составляющие);
   информ. концепция Чебоксарова – генераторы, рецепиетнты, пучки в  этносе.
    Если этнос – компонентная социальная  система,  историч.  возникшая,  то
   компоненты:  расселение  этноса,  его   воспроизводство   и   демография,
   производственно-экономическая  деятельность,  система  соц.  отношений  и
   институтов, язык, речь, культура, стереотипные обычаи, привычки,  обряды,
   психология восприятия  своего  этноса   и  общей  картины  мира,  система
   личностного контактирования.
   Этнология изучает: возникновен. этносов, эволюцию этносов, совр. жизнь  и
перспективы. Также она изучает: расселение  народов,  соц.  классы,  группы,
демографию,   субэтносы   (этнические   –   с    групповым    самосозн.    и
этнографические), культуру, хозяйство,  экономику,  обряды,  обычаи,  нравы,
верования, язык, самосознание, политологию межэтн. отношений.
   Ф-ии этнологии: научно-познавательная  и  самопознавательн.  для  каждого
этноса.
   Ещё раз  ко  2.  Отчеч.  этнология.  Учёные  Анучин  (*комплексный  метод
исследования), Богораз, Иохельсон, Штернберг исследовали и отдельные  народы
и этн. теорию. Практики – Миклухо-Маклай, Пржевальский,  Потанин.  Силна  т.
эволюционизма. Марксисты  –  Зибер  (производств.  отношения  в  доклассовом
обществе), Ковалевский. Для Росси характерен гуманизм.  Советская  этнология
получила собств. школу – Богораз, Преображенский, Толстов, Куфтин,  Руденко,
Токарева. Разработка т. Хоз-культ типа.



Бернье  в  17в.  употребил  термин  «раса».  Основные  и  второго   порядка.
Сложились из одного вида? в эпоху неоантропа (40-16 тыс).  Расы:  негроидные
(негры, негриллы,  бушмены,  смешанные  (эфиопы,  жителы  Судана,  мулаты));
европеоидные (северные, южные, смешанные (америк. метисы,  смешанные  группы
Сибири));   монголоидные   (корен.   американцы,    монголоиды,    эскимосы,
палеоазиаты,    тихоокеанцы,    смешанные    (южные    монголоиды,    японц,
индонезийцы));  австралоидные   (веддоиды,   австралийцы,   айны,   папуасы,
меланезийцы, негритосы, смешанные (малагасийцы,  полинезийцы,  микронезийцы,
гавайцы)). Признаки



Лингвистический – анализ грамматики, лексики, фонетики. Связь - по  принципу
генетического родства. Ностратическая т.
Индоевропейская: славянская (восточно, западно, южно) балтийская  германская
кельтская романская албанская  греческая  армянская  иранская  нуристанская,
индоарийская.
Картвельская
Дравидская: южная, центральная, северо-восточная, северо-западная.
Уральско-юкагирская: финно-угорская, самодийская, юкагирская.
Алтайская: тюркская, монгольская, тунгусо-манчжурская.
Корейская
Японская
Эскимосско-алеутская
Афразийская: семитская, берберская, чадская, кушитская
Нигер-кордофанская:    манде,     нигер-конго     (центральная,     западно-
атлантическая), кордофанская.
Нило-сахарская:  восточно-суданская,  центральносуданкая,   берта,   кунама,
сахарская, сонган, фур, комуз.
Койсанская: южноафриканская, сандаве, хадза.
Северо-кавказская: абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская.
Сино-тибетская: китайская, тибето-бирманская, качинская,  бодо-гаро,  миджу,
дигаро,  мири,  дхимал,   лекча,   восточно-гималайская,   невари,   гурунт,
западногималайская
Австроазиатская: мон-кхмерская, аслийская, никобарская, кхаси, мунда.
Мяо-яо
Кадаи: тайская, кам-суйская, онг-бе, ли, лаккья, гэлао.
Австронезийская:  западно,  центрально,  восточно   австронезийские,   мела,
микро, полинезийские.
Андаманская
Трансновогвинейская
Сепик-Раму
Торричелли
Западнопапуасская.
Восточнопапуасская
Северо-американская
Центрально-амриканская,
Андская
Экваториально-туканоанская
Чибча-паэс
Же-пано-карибская
Австралийская
Чукотско-камчатская



Христианство (34%): правосл, катол, протеста (англик,  лют,  реформ,  присв,
конгрегационализм),   монофизитство    (армяне,    эфиопы),    несторианство
(ассирийцы). Ислам (18%) 8 век: сунизм (большинство), шиизм – признают  суру
только частями (отдел Корана), хариджизм (Оман)-  аскеты.  Буддизм  (6%)  5-
6вв.: Махояна, Хинояна.



Одними из первых высказали идеи – Толстов, Левин, потом  –  Чебоксаров.  Это
комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся  у  разных  народов,
близких  по  социально-экономическому   развитию  и  обитающих   в   сходных
условиях среды. Формировались в  палеолит.  ХКТ  –  составная  часть  любого
способа производства.
Присваивающий.  (Архично  первобытно  присваивающий  сп.  пр-ва)  Орудия  из
кости, рога, дерева, камня, раковин, холодного  металла.  Бродячая  охота  и
собирательство   тропиков;   специализированная   охота   и   собирательство
тропиков;  охота,  рыболовство  и  собирательство  тропиков;  пешая  таёжная
охота;  арктическая  охота  на  морского  зверя;  прибрежное  рыболовство  и
собирательство;  оленная  охота;  охота,   рыболовство,   собирательство   с
зачаткми земеледелия и животноводства.
Производящий  (ранний)  (Первобытно-производящий  сп.  пр-ва).  10  тыс.   в
первичных  центрах  (Вавилов).  Комплексное  хозяйство  ранних  земледельцев
субтропиков; земледелие  и  животноводство  умеренного  пояса;  Оленеводство
тайги и тундры; ручное земледелие тропиков.
Производящий   (развитый).    Пастушеское    скотоводство    и    земледелие
(патриархально  пастушеский  с.п.);  кочевое  и   полукочевое   скотоводство
(номадный    с.п.);     Традиционное     земледелие     и     животноводство
предгосударственных  обществ  Африки  (Африканский   с.п.);   Земледелие   и
животноводство лесной и лесостепной зоны Европы (варварский с.п.).
Производящий (интенсивный). Плужное и ручное земледелие древних  цивилизаций
субтропиков  и тропиков Северной Африки, Западной,  Южной,  Юго-восточной  и
Восточной Азии, Центральной и  Южной  Америки  («Азиатский»  с.п.);  плужное
земледелие  Древней  Греции  и  Рима   (рабовладельческий   с.п.);   плужное
земледелие средней полосы; Средневековое ручное и плужное земледелие в  гос-
вах Азии и Африки; Средневековый ремесленно-торговый, городской  (Феодальный
с.п.).



Это районы, в которых вследствие  длительного  обитания  разных  народов  на
одной территории,  в  результате  взаимных  влияний,  общности  исторических
судеб, возникла определённая культурная общность. Её границы  не  постоянны,
но они реальны в опр. момент. выделить  эту  область  можно  по  общим  хоз,
культурно-бытовым чертам. Это условность, лишь приём классификации.



В нач 20в. – движение функционалистов в этнологии. Но возможна ли  практика?
В состоянии ли общество воздействовать на процессы в и между  этносами?  Да,
возможно, но  сложны  из-за  отсутствия  аппарата  и  полностью  достоверной
информации.  Теоретико-методологические  возможности  этнол.  недооценивают.
Схема такова: знание тенденции «работы» этносов можно создавать  оптимальные
условия для её протекания.
   Мултанское дело (кон19в.) о удмуртских жертвоприношениях.
   В 20-30-е годы – улучшение положения колониальных  народов  –  приобщение
народов севера и Сибири к гигиене, письменности, искоренение  кровной  мести
на Сев. Кавказе.
   Задачи:  деятельность   по   преодолению   межэтнических   конфликтов   и
противоречий;  обнаружение  потенциальных;  проектирование  программ   кросс
культурного обмена и взаимодействия; этнозащитные  предприятия  от  технико-
экономических программ; распр. этнол. знаний.



Этнологический источник – любой объект, кот. можно  использовать  для  извл.
информации. Это  материальные  предметы  культуры  (артефакты)  и  отражение
сторон этнического объекта (предания и мемораты) – чаще  рисунки  и  записи,
устные рассказы, кадры. Сначала надо проверить  источник.  Также  существуют
классические письменные повествовательные источники; сведения, получаемые  в
экспедициях, где помимо визуальной инф, учёный получает верхн.  пункты.  Для
крупных исследований используются все  средства  и  многие  побочные  науки.
Анализ – на ЭВМ.



Кювье,  Ламарк,  Дарвин,  Гексли,  Геккель  создали  её  и  заложили  основы
антропологии  и  учения  о  первобытном  обществе.  Она  положена  в  основу
изучения народов не Европы, что позволило  создать  Этнографию,  как  науку.
Быстро вошла в моду, из-за  политической  ситуации  и  требования  знаний  о
колонизированных  народах.  Классики:  Бастиан,  Бахофен,  Тейлор,   Морган,
Леббок,  Фрезер,  Харузинг.  Решались  проблемы  истории   семьи,   религии,
соцявлений. Бастиан - система «элементарных и народных» идей,  необходимость
связи этнологии с историей. Бахофен – материнское право.  Тейлор,  Фрезер  –
история религии, семейно-брачных отношений.



Кон. 19-  нач.  20вв.  –  концепция  культурной  диффузии.  Главные  факторы
развития  культуры  связаны  с  заимствованием,  переносом,   смешением   её
элементов. Стремление заменить понятие  развития  культуры  механистическими
принципами  её   изменения   посредством   диффузии.   Отрицание   всемирно-
исторических  законов  с  заменой  единичности  явлений.  Это   рассмотрение
культуры в отрыве от живых людей, от этноса.  Ратцель  (поставил  вопрос  об
этногенезе),  Фробениус  –  мистик  и  идеалист  –   «душа   культуры»,   её
одушевление. Гребнер – «культурные круги». Шмидт



На  его  формирование  повлияли  философские  идеи  о  непознаваемости  ист.
процесса. Турнвальд. Но преобладало в Англии – Малиновский.  Задачи  этн.  –
изучение  взаимосвязи  и   взаимообусловленности  ф-ии  культурных  явлений.
Единая и функциональная структура к-ры



С 1869г. занимается антропологич. и этнологич. иссед. Думал, что  расовые  и
культурные  признаки  формируются  под  влиянием  природы  и  социума.   Для
доказательства – в океанию при содействии гео общества на «Витязе».  Посетил
Новую  Гвинею,  Филиппины,  Индонезию,   Малакку,   Зап   Микронезию,   Сев.
Меланезию. Поселился в Австралии. Изучал племена, общался с аборигенами.
   Поставил вопрос о родстве рас. Доказал принадлежность  папуасов  к  Homo.
Открыл  их  земледелие  и  опроверг  мнение   о   необх.   предшествия   ему
скотоводства. Призывы к гуманности.



Основная часть населения – этнофоры крупных  этносов.  Урбанизация  породила
приток иноземного населения и  смешение.  Стремление  крупных  государств  к
унификации культуры. Экзогамные  браки  –  (20-25%  -  норма).   НТр.  Общая
напряжённость ситуации в  социоэтносфере.  Одни  считают  межэтн.  конфликты
спонтанными,  другие  социально  и   политически   основанными.   Истина   –
посередине. Классиф: конфликт  психологических  стереотипов;  идеологической
концепции;    политических    институтов.    Движения:    автономистические,
сепаратистские, ирредентизм, этноэгалитаристские, антииммигрантские,



Многочисленны  и  разнообразны.  Основные  –  исторический   и   структурно-
функциональный.  Исторический  –   зарождение,   становление,   развитие   и
перспективы объекта. С-ф  –  выявление  значения  культурного  элемента  или
социального института в жизни народа. Сторонники против историзма  в  этнол.
Системный метод - ещё один – расчленяет этнос на  компоненты  и  анализирует
их, интегрируя два предыдущих. Сложности – мнение  об  относительности  этих
методов и важности интуитивного вживания, ведь познание  этноса  идёт  через
субъективное  взаимодействие  между  ним  и  познающим.  Нижний  уровень   -
прикладные методы поиска и сбора. Экспедиции – маршрутные и стационарные.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru